ТОМ 4
Часть 1
Спокойная, роскошная петербургская жизнь идет по-старому: «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги».
У Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения был вечер, цветком которого было чтение письма патриарха князем Василием. Князь Василий славился искусством чтения: он невпопад то понижал, то повышал голос, прикрывал глаза и завывал. Чтение письма имело политическое значение: на вечере присутствовало несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Новостью дня в Петербурге была болезнь графини Безуховой. «Все очень хорошо знали, что болезнь эта происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».
На следующий день разносятся известия о победе русских войск под Бородиным. Князь Василий с гордостью говорит о том, что всегда был уверен в том, что Кутузов — единственный человек, который способен победить Наполеона. Через несколько дней приходит известие о сдаче Москвы французам. Теперь все называют Кутузова изменником, а князь Василий говорит, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика».
Элен кончает жизнь самоубийством с помощью большой дозы лекарств. Официально же в обществе говорят, что она умерла от страшного припадка грудной ангины.
Нам, современникам, представляется, что в то время как Россия до половины была завоевана, все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его гибелью. В действительности же такого не было. Большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководствовались только личными интересами настоящего. И эти люди были самыми полезными деятелями того времени. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды.
А человек, играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения». «В армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное».
К числу таких людей относится и Николай Ростов. За несколько дней до Бородинского сражения он отправляется в Воронеж покупать лошадей для полка. В городе стоит оживление по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы. Николай производит фурор среди барышень своей непринужденной манерой танцевать, пытается волочиться за одной замужней блондинкой. На балу Ростов встречается с тетей княжны Марьи, которая приглашает его к себе. Княжна Марья живет у тети. При мысли о княжне Николай испытывает чувство застенчивости, даже страха. Он рассказывает губернаторше о своих задушевных мыслях. Ростов говорит, что княжна Марья ему очень нравится, что обстоятельства их встречи он не раз воспринимал как знак судьбы, но он связан обещанием кузине Софье. Губернаторша считает, что положение дел Николая не безнадежно, и обещает помочь.
Ростов приезжает к княжне Марье. Княжна, увидев милого ее сердцу Николая, сразу преобразилась. В голосе ее в первый раз зазвучали новые, женские грудные нотки; «ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица». Ростов «чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».
После свидания с княжной все прежние удовольствия для Николая потеряли свою прелесть.
Николай встречает княжну Марью в церкви и видит «трогательное выражение печали, мольбы и надежды» на ее лице. «Вот именно ангел! — говорил Он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил». «Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена, Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? Более мой! Выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» И Николай со слезами на глазах молится так, как никогда не молился. В этот момент Лаврушка приносит Ростову письмо от Сони, в котором она отказывается от обещаний Николая и дает ему полную свободу. Соня не сразу решилась на этот шаг. Графиня Ростова была одержима желанием женить сына на княжне Марье, Соня же была препятствием этом. Графиня всячески усложняет Соне жизнь, но, видя, что это безрезультатно, со слезами просит девушку, чтобы она, пожертвовав собою, разорвала свои связи с Николаем. Таким образом Соня отплатила бы за все благодеяния, которые сделала для нее семья Ростовых. Но Соня не может отказаться от смысла своей жизни — и решает навсегда связать себя с Николаем. Девушка видит, что князь Андрей и Наташа любят друг друга и, в случае выздоровления князя, поженятся. И тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Князю Андрею становится лучше, и Соня пишет письмо Николаю.
Пьера содержат вместе с другими подозрительными заключенными. Французы устраивают нечто вроде суда, главная цель которого — обвинить их в поджигательстве. Пьер чувствует себя ничтожной «щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины». Безухова приводят к жестокому французскому генералу Даву. Даву обвиняет Пьера в шпионаже, и Пьер понимает, что жизнь его висит на волоске. Он называет свое имя, говорит о своей невиновности. Даву и Пьер несколько секунд смотрят друг на друга, и этот взгляд
спасает Пьера: они поняли, что они оба дети человечества, что они братья. Но тут Даву отвлекает адъютант, и Пьера, в числе других заключенных, ведут на казнь. Безухов понимает, что не люди приговорили его к казни, всему виной склад обстоятельств. Заключенных по двое отводят к яме, расстреливают, а потом закапывают. Заключенные не понимают, что происходит, и не верят тому, что будет. «Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее». Французы, закапывающие расстрелянных, бледны и испуганы, у них дрожат руки. Пьер должен идти в паре с фабричным, но того ведут одного. Безухов не может понять, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Пьер смотрит на казнь фабричного до конца, не отворачиваясь, как делал раньше. Он видит, как фабричный сам поправляет узел на затылке, когда ему завязывают глаза. После выстрелов Безухов подходит к яме и видит, как плечо расстрелянного судорожно опускалось и поднималось, но «уже лопатины земли сыпались на все тело». После казни один молодой французский стрелок не возвращается к своей роте, а, «как пьяный, шатается, делая то назад, то вперед несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело». В душе Пьера, после увиденного, «как будто была выдернута та пружина, на которой все-держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».
Безухову объявили, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. В бараке рядом с Пьером живет маленький человек, который сразу заинтересовывает Безухова. Пьеру чудилось «что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве», «в певчем голосе этого человека было выражение ласки и простоты». Солдата этого зовут Платон Каратаев, он угощает Пьера картошкой, расспрашивает о его семье. Платона искренне огорчает известие о том, что у Безухова нет родителей, нет детей. Каратаев рассказывает и свою историю: «как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты». Но Платон не огорчается, а радуется этому событию, ведь в солдаты должен был идти его брат, у которого пятеро детей, у Платона же детей нет. Пьер после общения с Каратаевым чувствует, «что прежде разрушенный мир с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Вся фигура Платона была круглая, голова была совершенно круглая, приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. Он всегда был чем-то занят: варил, шил, строгал, тачал сапоги, и только по ночам позволял себе разговоры и песни. Речь Платона пересыпана поговорками, полными глубокой мудрости. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать и к Каратаеву».