Іван Шамякін Гандлярка і паэт
Опубликовал: Admin
7-10-2020, 04:18
Просмотров: 4305
Комментарии: 0
Гандлярка и паэт

Это было одно из самых любимых произведений и самого Шамякина, и его читателей, и писал он с горечью: «Беларуская крытыка адмерала ёй (повести. — Л.Р.) нямнога сваёй увагi... Разносаў не было, пры такой чытацкай цiкавасцi разнесцi было рызыкоўна: хто табе пасля паверыць? Тактыка была прынята езуiцкая: замоўчваць». Целую бурю пришлось выдержать писателю по поводу «безыдейности», в этом произведении проявленной. Многое пришлось менять, ломать, упрятывать под идеологические штампы, словно античный мрамор в землю...

Казалось бы, минули времена знаменитых литературных «паровозов» — когда в начале любого поэтического сборника должно было стоять стихотворение о Великом Октябре, партии, Ленине и т.п., и читабельность стала вполне достойной характеристикой книги. Но все же — возможно, по инерции — «Гандлярка i паэт» считается как бы неглавным произведением Ивана Шамякина... Так же отодвигают в маргинальные великолепные «Кола Брюньон» Ромена Роллана или «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака... Есть в творчестве многих писателей такие счастливые вдохновенные «поэмы в прозе», исполненные жизненной силы и веры в любовь, где автору удается приподняться над самим собой, быть более свободным, чем в других текстах... Это обычно самые любимые и автором, и читателями произведения... И напрасно ортодоксальная критика скептически поднимает бровь в их адрес.

В чем же особое обаяние повести Ивана Шамякина и почему именно на нее среагировала идеологическая машина? Вспомним сюжет... Начинается война. Молодая минчанка Ольга Ленович, комаровская торговка, этакий аналог Элизы Дулиттл, выкупает из лагеря советского военнопленного — не из особых патриотических побуждений, а из чисто практических. Выкупленный оказывается поэтом... Как и ожидается, в процессе общения столь разных личностей происходит преображение ограниченной мещанки в верную подругу поэта и храбрую подпольщицу. Напрашивается сравнение с мифом о Пигмалионе и Галатее... Талантливый юноша–скульптор создал прекрасную мраморную девушку и оживил ее своей любовью. Сюжет, использованный многими авторами. Но не все так просто.

В начале повести есть раблезианская картина разграбления местным населением магазинов перед приходом немцев. Героиня с риском для жизни тащит в свой дом запасы... Разумеется, автор постарался выказать свое осуждение «мяшчанцы»... Но все же читатель чувствует, что он понимает и оправдывает свою героиню, ибо естественная миссия женщины — обеспечить спасение себе и ребенку. Этот эпизод вызывал особенно ожесточенные нападки. По свидетельству самого Шамякина, один из критиков сделал замечание: «У Мiнску магазiны, склады нiхто не рабаваў». Писатель комментирует: «...выходзiць, здалi iх немцам цэленькiмi. Ён адыходзiў з Мiнска, але сiтуацыi не знаў. Пасля яго заўвагi я праверыў у старажылаў: яшчэ як чысцiлi ўсе акраiнныя магазiны i да ўступлення немцаў, i ў першыя днi акупацыi».

Итак, главные герои. Воплощение правды земной — торговка Ольга, женщина, мать и жена, работящая и запасливая, наученная выживать во враждебном свете, — даже сама себя она называет волчицей... Воплощение правды духовной — неискушенный юноша Алесь Шпак, лирический поэт и пламенный патриот. Впрочем, почему–то именно Ольга, слушая стихи Блока, замечает, что автор, должно быть, верил в Бога... И говорит замечательную фразу, что «хто ў Бога верыў, той i пiсаць добра ўмеў». Что трактуется как подтверждение ее «темноты». Вообще, с самого начала отношения героев «наоборотны». Везде подчеркивается женственность, хрупкость Алеся. Когда он читает стихи, Ольга говорит, что голос у него девичий... Ее и привлекают именно эти беспомощность и неискушенность. Причем отношения их начинают развиваться не с самой привычной точки: героиня фактически покупает приглянувшегося ей мальчика, изможденный герой целиком во власти свой «хозяйки»: «...чаго добрага, патрыцыя гэтая можа i перапрадаць яго з выгадай для сябе». Но постепенно власть меняется. Ольга приобщает юношу к тайнам природы: «Якое ж ты ягня неразумнае. Не бойся. Палюбi мяне — i я ўсё аддам табе!» Так когда–то героя шумерского эпоса Энкиду преобразила из звероподобного состояния в человеческое блудница Шамхат: «Ткань разорвала, одной его одела, Тканью второю сама оделась, За руку взяв, повела, как ребенка, К стану пастушьему, к скотьим загонам». И герой становится героем. После познания любви Алесь учится убивать. Но любовь во всей ее полноте открылась только женщине, волчице, воплотившей в себе все — и инстинкт, и духовную жажду. И вот уже Ольга работает на подполье, рискуя жизнью, пытаясь стать достойной своего поэтического и патриотичного возлюбленного... Но, как признавался сам автор, одной любви к субтильному поэту цензорам показалось мало, чтобы совершить преображение торговки в патриотку. И появляется обладающий идеологическими полномочиями командир подполья.

Итак, Галатея ожила... Но есть ли ответный жар в душе ее возлюбленного? Ольга готова смириться даже с тем, что для нее не будет места в его судьбе: «Я думала, як мы будзем жыць, калi скончыцца вайна, — i як бы схамянулася — паправiлася: — Як я буду жыць». А поэт может говорить только штампами о том, что нужно убивать врагов. И Ольга берет на себя невыносимо тяжелое для него задание — покарать смертью предателя. Но ее гибель как бы предрешена — ведь трудно представить, что в судьбе интеллигентного Алеся нашлось бы для нее место в мирной жизни... Ведь говорят, сказки потому кончаются свадьбой героев и дежурными словами «жили долго и счастливо», что на самом деле не так–то легко ужиться принцу и милой Золушке, не привыкшей к дворцовому церемониалу, но порывающейся каждую минуту стереть пыль с каминной доски...

Кстати, у героини был реальный прототип. Когда Иван Шамякин увидел, как его знакомая подпольщица бойко торгует овощами на рынке, разочаровался, ведь торговцы считались «низшим слоем» общества. А потом был еще случай, когда в Союз писателей, который Шамякин возглавлял, пришла женщина, рассказала, что в начале войны в Дроздах ее сестра выкупила пленного раненого красноармейца. Этот парень два года жил у нее. Рвался в бой. Писал стихи... Умер. А тетрадка осталась. Вот ее женщина и принесла... «Адразу, умiг, як блiскавiцай, высвяцiўся сюжэт з Вольгай: во што яна робiць — выкупляе палоннага, паэта. Яго пакахала, з iм уключылася ў барацьбу. За iм iдзе на смерць. Так з’явiлася «Гандлярка i паэт».

Да, это было не по канонам: героиня включается в борьбу, побуждаемая любовью к мужчине. Огромная сила разбуженного чувства, под напором которого трескаются и классический мрамор, и соцреалистическая бронза, — вот что пугало... Ну а если бы Алесь оказался не комсомольцем и не патриотом, а, допустим, заядлым антисоветчиком?..

Любовь во время войны, в час бури... Запретная, недозволенная — ведь Ольга жена красноармейца... Но как же несостоятельны на фоне этой «темной», полуинстинктивной любви пафосные правильные герои! Подруга Ольги, подпольщица Лена, признается в зависти к подруге, которая смогла полюбить даже в такое время, а вот она, правильная, даже в мирное время не смогла... Это была еще и реабилитация презираемого сословия. Помните, как у Карамзина: типа и селянки любить умеют. В данном варианте — и мещанки–торговки... Этак у Гюго обыкновенный слуга, Рюи Блаз, оказывается благороднее и романтичнее королевских особ. За что пьеса о нем была не один раз освистана почтенной парижской публикой.

В Библии говорится, что напрасна вера, если в ней нет настоящей любви хотя бы с горчичное зернышко. Белорусская Галатея ожила для того, чтобы погибнуть. Но история ее любви, понятная всем временам и поколениям, даже из–под идеологического наносного слоя поднимает повесть белорусского советского писателя до универсума.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.