Произведения М. Шолохова, как правило, связаны с самыми важными определяющими событиями русской истории: «Тихий Дон» — о Первой мировой войне, революции, Гражданской войне, «Поднятая целина» — о коллективизации, «Они сражались за Родину» — о Великой Отечественной войне. В такие времена полностью изменяется жизнь народа, и пережившим исторические катаклизмы кажется, будто жизнь начинается сначала. Гибнут люди, рушатся вековые устои, человек становится одиноким и покинутым. Все это показано М. Шолоховым с беспощадной трезвостью реалиста. Но при этом создается впечатление, что жизнь бесконечна, а человек бессмертен, и что любое трагическое переживание не безысходно, а несет в себе очищение и духовное просветление. Попробуем разобраться, почему это происходит, обратившись к роману «Тихий Дон».
Прежде всего, дело в очень своеобразной жизненной позиции шолоховских героев. Конечно, они борются, но сущность их не исчерпывается, например, борьбой красных с белыми. Безусловно, что сущность Григория Мелехова не сводится к поискам «третьего пути» для казачества. Главное в Григории — ощущение личной ответственности за все беды и боли, которые выпадают на долю его родному краю. «Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый», — говорит он, и суть этих слов выходит далеко за рамки проблем текущего момента. Муки совести, стыда испытывают люди в любую эпоху и именно благодаря этим чувствам остаются людьми, пережив многие исторические катаклизмы.